Богоявленско-Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной и впоследствии вошел в состав Богоявленского Анастасиина женского монастыря. Ранее обители существовали отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается ученик и сподвижник Сергия Радонежского, старец Никита. Первоначально все постройки обители были деревянными. Богоявленский 1559 года собор стал первой каменной постройка. Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте через десять лет под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. При монастыре находились училище для девиц духовного звания, живописная, золотошвейная мастерские, богадельня для престарелых монахинь и больница для престарелых лиц духовного звания.
Долгое время восстанавливали Богоявленский монастырь. Строительство шло на средства, присланные матерью Михаила Федоровича Романова, боярами Салтыковыми, московскими патриархами. Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. С этого времени открывается новая страница в истории монастыря. Облик храма сильно изменился. В разные годы были возведены многочисленные корпуса. Далеко не случайно был выстроен больничный. Основной деятельностью, принесшей женскому монастырю славу всей России, стала организация народных лечебниц. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в первую империалистическую, община сестер милосердия оказывала помощь больным и раненым русским воинам. А в 1904 году во время русско-японской войны отряд воспитанниц монастыря был отправлен на Дальний Восток. Долгие годы Богоявленско-Анастасиин монастырь использовался не по назначению, разграблена церковная утварь, в пожарах погибли произведения древнерусского искусства. Ныне монастырь является действующим. В монастыре хранится Федоровская Чудотворная икона. Она появилась на Руси в XII веке и считается одним из творений апостола Луки. Этой иконой Ярослав Всеволодович благословил брак своего сына Александра Невского с Параскевой, дочерью полоцкого князя. И на обратной стороне иконы находится изображение мученицы Параскевы. Икона считается покровительницей невест, семейного благополучия, рождения детей. Позже, Александр Невский, брал ее в свои военные походы на Орду, где он отстаивал интересы земли Русской. Потом она хранилась в Городце, а при разорении города татарами, исчезла. В 1263 году, 15 августа младший брат Александра Невского, Василий Ярославович, обрел эту икону на берегу речки Запрудни (на том месте, где сейчас находится храм). Обретение иконы князем сопровождалось чудесным знамениям – явлением великомученика Федора Стратилат, особо почитавшегося на Руси. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а святой великомученик Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.
Кроме того, эта икона считается родовой святыней рода Романовых. Мать юного Михаила Романова перед Федоровской иконой вручила Царице Небесной судьбу Росси и своего сына. После этого события все русские цари преклоняли колена перед этой святыней и просили благословения на служение Отечеству и народу. В 1913 году Кострому посетил последний Российский Государь Николай Александрович Романов вместе со всей своей семьей. Это было на праздновании 300-летия Царственного Дома Романовых. Николай склонил колена перед этой святыней и молился о народе русском. Интересным является и тот факт, что все невесты членов царской семьи, при переходе в православную веру, брали себе отчество «Федоровна». Рядом с Богоявленским собором стоит памятник святому великомученику Феодору Стратилату - небесному покровителю города Костромы.
От монастыря, обойдя Смоленскую часовню, по улице Симановского мы идём к ещё одному архитектурному чуду Костромы – церкви Иоанна Златоуста Среди церквей Костромы храм во имя святителя Иоанна Златоуста на Лавровской улице занимает особое место. Он относится к числу тех трех старинных храмов города, которые избежали в советское время закрытия, и где никогда не прерывалось богослужение. Свыше трех десятилетий, в 1929-1964 годах, храм на Лавровской был кафедральным собором Костромской епархии. В это время в нем совершали службы костромские архиереи, и он являлся главным центром духовной жизни всего нашего края. В тридцатые годы ХХ века, в самый страшный период гонений на Церковь, некоторые из служивших в нем архиереев и священников кровью запечатлели верность заветам Христа, пополнив своими именами список Российских новомучеников. В их числе - святители архиепископы Димитрий (Добросердов) и Никодим (Кротков), в недавнее время прославленные Русской Православной Церковью в лике святых, настоятель храма в 1917-1938 годах протоиерей Павел Князев и другие. В 1959-1961 годах в соборе служил исполнявший тогда обязанности управляющего Костромской епархией архиепископ Пимен (Извеков) - в 1971-1990 годах Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
От храма на Лавровской мы, выйдя на проспект Мира, прошли здания Костромского Дворянского собрания и областного драматического театра. Мы видим уникальное по своей красоте здание Романовского музея. Здание Романовского музея было построено как музейное, что было редкостью для провинции в 1909 – 1911 годы по проекту архитектора Н.И. Горлицина. Проект был согласован с императором Николаем II. Торжественное открытие музея состоялось в 1913 году в присутствии императорской семьи, во время торжеств в честь 300-летия дома Романовых. Здание выполнено в стиле древнерусского терема, а во внешнем декоре использованы элементы русской архитектуры 17 века. Его интерьер прекрасно отвечает музейному назначению: большой вестибюль, торжественная парадная лестница, просторные залы с огромными окнами. Романовский музей имел церковный, исторический, этнографический отделы, многие экспонаты и документы были связаны с родом Романовых.
В начале проспекта Мира расположена Аллея Признания. В мостовую вмонтированы таблички с именами людей, внесших неоценимый вклад в становление и развитие Костромы. Мы фотографируем некоторые именные таблички. Князь Юрий Долгорукий – основатель города. Далее - царь Михаил Романов. Петр Фурсов – это он возвел в Костроме ряды и каланчу.
Мы снова оказались на «сковородке». Вот и завершилась наша экскурсия. И пусть мы успели посмотреть далеко не все памятники истории и культуры города Костромы, мы получили огромное удовольствие от прогулки по его старинным улицам и ещё раз убедились, что губернская Кострома по праву считается одним из самых красивых городов России.