Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Макарьева на 2008-2013 годы»
«МЫ- ПАТРИОТЫ»
1.Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитания милосердия и человеколюбия, поэтому именно в школьные годы должно раскрываться содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите. На всех возрастных ступенях важно воспитывать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, культуре, традициям и национально-культурным традициям других людей.
Проблема патриотического воспитания, в первую очередь, стоит перед образовательными учреждениями. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Переход к демократическому обществу показал острую необходимость в присутствии сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и культурных норм, определяющих общественные. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных в городе Макарьеве, в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.
2.Концептуальные положения Программы
2.1.Обоснования.
Основным внешним фактором создания Программы являются существенные изменения государственного и социального заказов области образования.
Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г.Макарьева (далее именуемая – Программа) разработана в соответствии с
v Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 -2010 годы»
v Положением о Российском организационном комитете «Победа» (Указ Президента РФ от 05.09.2001г. № 1099)
v Письмом начальника департамента общего и профессионального образования А,А,Герасимова, председателя областного совета ветеранов В.А.Тупиченкова, председателя областного комитета по делам молодежи А.А. Анохина «О создании детско- ветеранских организаций «Победа» в школах Костромской области.»
v Указом Президента РФ от 16.04.2007 № 486 «О проведении дней воинской славы России в ознаменование 65- годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1942-1945 годов»
v Программой «Колокола Памяти » Макарьевского района на 2007-2010 гг.
Программа ориентирована на учащихся школы и определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МОУ МСШ №2 .
2.2.Цель и задачи Программы
Цель Программы: усовершенствовать систему патриотического воспитания учащихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г.Макарьева.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- изучать историю и культуру Отечества и родного края;
- обеспечить методическое сопровождение функционирования системы патриотического воспитания;
- консолидировать и координировать деятельности школы, семьи, общественности, жителей города в патриотическом воспитании детей.
Программа рассчитана на период с 2008 по 2013 годы. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти Макарьевского района, РОВД, РВК, учреждениями культуры и спорта, комитетом по делам молодежи, районным краеведческим музеем, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.
2.3.Механизм реализации Программы
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет инициативная группа по реализации Программы. Порядок выборов инициативной группы определяется уставом образовательного учреждения. В состав инициативной группы могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Инициативная группа определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
2.4.Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации целевой Программы «Патриотическое воспитание» используется материально-техническая база школы, кадровые, научно-методические, финансовые, нормативные ресурсы школы.
2.4.1. Кадровые ресурсы:
§ Всего педагогических кадров - 28 человек
§ Имеют квалификационные категории:
- высшая категория - 14% ( 4 чел)
- первая категория - 78% (22 чел)
- вторая категория - 7% (2 чел)
2.4.2. Научно-методические ресурсы:
§ Обеспеченность научно-методической литературой - 214 экзем-ов
§ В т.ч.по краеведению…….. 120 экзем-ов
§ Периодическая печать - 5 экз
Реализуются программы связанные с Программой «Патриот»
§ «Школьное лесничество»
§ «Здоровье»
§ «Школьное лето»
§ «Проблемные дети»
2.4.3. Нормативные ресурсы
В данный момент действуют следующие нормативные документы, регулирующие реализацию Программы «МЫ- ПАТРИОТЫ»
§ Программа развития школы.
§ Положение об общем собрании коллектива школы;
§ Положение о Совете школы.
§ Положение о виртуальном музее школы
§ Положение о деятельности группы «Поиск МОУ МСШ №2»
§ Положение о ДВО «ПОбеда»
§ Положение об Ученическом совете школы;
§ Положение о дифференцированных доплатах и надбавках стимулирующего характера педагогических работников;
§ Положение о привлечении внебюджетных средств;
Финансирование Программы осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств.
Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства руководитель инициативной группы.
2.5.Ожидаемые результаты
Показатель |
Измеритель |
Индикатор |
Действует система социального партнерства в вопросах патриотического воспитания |
Количество совместных КТД, проектов |
Стабильность партнерства в течение осуществления программы |
Школьники занимаются исследовательской деятельностью |
% охвата учащихся, занятых исследовательской и поисковой деятельностью |
Положительная тенденция |
Создана методическая копилка классных руководителей по патриотическому воспитанию на электронных носителях |
Количество оформденных разработок тематических классных часов и воспитательных мероприятий |
Положительная тенденция |
Учащиеся заинтересованы в занятиях военно-прикладными видами спорта |
% охвата учащихся |
Положительная тенденция |
Создан виртуальный музей школы |
Количество рубрик |
Наличие сайта музея в интернете |
2.6.Мониторинг
Критерии оценки процесса реализации Программы |
Показатель реализации |
Индикатор |
Выполнение мероприятий утвержденных на каждом этапе реализации программы. |
|
|
|
| |
|
|
3.Этапы реализации
Программа рассчитана на период с 2008 по 2013 годы. Программа включает следующие этапы:
Октябрь 2008-январь 2009: Изучение официальных документов, создание нормативно-правовой базы деятельности детско-ветеранского объединения.
Февраль 2009-март 2009г:. Создание творческой группы по реализации Программы
Апрель 2009- май 2013 года: Внедрение Программы
Июнь 2013-август 2013г:. Анализ результатов осуществления Программы