Добрый день!
С 1913 года в здании размещалась мужская учительская семинария с четырехгодичным сроком обучения, так как нужны были кадры для церковно-приходских школ.
В семинарию принимали учащихся, окончивших высшее начальное училище (4 кл.) Первым ее директором был Н. М. Подсыпкин. После окончания семинарии выпускники получали общее среднее образование и звание учителя начальной школы.
Первый выпуск, 30 человек, состоял ся в 1917 году. При семинарии была открыта базовая школа для прохождения практики семинаристов. Первым директором базовой школы был Шахов В.В.
В 1919 году семинария реорганизована в трехгодичные учительские курсы, которые через два года были преобразованы в Макарьевский педагогический техникум.
С 1928 года расширяется программа, вводятся предметы: эволюционная теория, история классовой борьбы и экономическая политика, методика краеведения, вводятся вопросы оборонного значения: ПВО, фехтование, плавание.
В 1929 году вводится непрерывная практика по сельскому хозяйству. В летнее время студенты работают в крестьянских хозяйствах, а осенью и весной в учебном хозяйстве техникума. На 3 курсе становится обязательной двухмесячная практика в детском саду и яслях.
Педагогический техникум работал до1929 года, за это время был подготовлен 341 учитель начальных классов.
В 1930 году педагогический техникум сократил срок обучения до 3-х лет, причиной тому стал переход в стране к обязательному начальному обучению, росло количество школ и соответственно—учащихся.
Необходимо было ликвидировать неграмотность и среди взрослого населения.
В 1940 году педагогический техникум был переименован в педагогическое училище со сроком обучения 3 года.
В 1941 году фашистская Германия нарушила мирную жизнь советских людей, в том числе и жизнь педагогического училища. На следующий день после начала войны всех юношей выпускников вызвали в Макарьевский военкомат и направили в армию.
Преподаватели и учащиеся все годы войны старались помочь фронту, ничего не брать от государства. Дрова для отопления здания и бани заготавливали сами и возили на санках. Овощами и корнеплодами обеспечивали столовую на круглый год, содержали трёх лошадей и двух коров.
Для армии в свободное время готовили подарки (шили и вязали варежки, носки, кисеты). Каждое военное лето и осень до середины октября молодые преподаватели с учащимися работали в колхозах: молотили, косили, пахали, теребил лён, копали картофель, ездили на торфоразработки.
В учебной работе учителя и учащиеся испытывали большие трудности: не было бумаги, конспекты уроков писали на листах старых книг, газет; не было света, и долгие зимние вечера работали с коптилками.
В учебную программу в годы войны ввели военно-физическую подготовку: санитарное дело, военную связь.
В педагогическом училище организуется истребительский батальон, формируется женский отряд и в июне 1943 года девушки III курса педагогического училища ушли на фронт. Учащиеся, несмотря на трудности в годы войны вели большую общественную работу, имели высокую успеваемость.
Память о великом подвиге советского народа-победителя бережно хранится и передается из поколения в поколение вот уже на протяжении шестидесяти лет. И сегодня, вспоминая те героические времена, каждый испытывает чувство благодарности и скорби.
Костромичи внесли свой огромный вклад в победу, сражаясь на фронтах Великой отечественной и отдавая свои силы на работе в тылу, где основная часть нелегкого труда пала на плечи женщин, детей и стариков.
Вернемся в далекий и скорбный 1942 год. Еще одна страница жизни нашего здания – памятная и трагическая…..
Костромская земля, как мать, приняла тысячи эвакуированных детей Ленинграда.
В мае 1942 года стал готовиться к отъезду один из Ленинградских детских домов, в котором было около 300 детей. Воспитатели говорили, что ребят повезут туда, где не стреляют. Директор детдома Троепольская Елизавета Алексеевна и воспитатели провели большую работу по оформлению документов воспитанников. Для того чтобы преодолеть Ладогу, детей и воспитателей разделили на два транспорта: на одном младшие от 1 года до 6 лет, на другом старшие дети от 7 лет до 14. Все сильно истощены, поражены цингой. При переправе налетели фашистские стервятники и транспорт, который перевозил малышей, был потоплен на глазах у старших детей. Затем – долгая дорога в поезде, который увозил детей от ужасов войны, вглубь страны.
Приехали в Кинешму, затем переправились до Юрьевца, здесь впервые накормили молочной манной кашей, оттуда в Красногорье, дальше машины привезли детей и взрослых в г. Макарьев – 150 человек в конце июня 1942 г. Сначала всех разместили в здании педагогического училища. Самые тяжело больные взрослые и дети были помещены в больницу г. Макарьева.
Из воспоминаний Сидоровой Галины Алексеевны, коренной жительницы Макарьева, бывшей студентки педагогического училища.
«Детей привезли в июле 1942г, ещё не закончилась сессия в училище. Всех студентов срочно перевели на время сдачи экзаменов в большой деревянный дом около церкви. Детей старались изолировать от населения, т.к. они были все больны, ходили, словно тени, с трудом передвигались, одежда на них висела; дети не были похожи на детей, скорее они напоминали маленьких старичков и старушек, не слышно было детского смеха. Обслуживающий персонал были, в основном ленинградцы»
Администрация района решила разместить детей в с. Княжево, где чистый воздух, прекрасная природа, в бывшей помещичьей усадьбе генерала Ляпунова.
В память о тех событиях на здании школы установлена мемориальная доска, на которой написано:«В этом здании в 1942 году размещался Ленинградский детский дом №21»
После Победы жизнь в педучилище оживает.
Распорядок дня был внешне обычным. Учебные дисциплины те же, что и в школе. Новым предметом стала лишь методика преподавания. Практику будущие педагоги проходили в базовой начальной школе и в семилетней Макарьевской школе.
Работали предметные кружки, проводились предметные вечера, вечера художественной самодеятельности с приглашением родителей учащихся, каждую неделю после уроков преподаватели читали лекции на научные темы, издавались стенгазеты.
При Педучилище в то время был собственный хор и свой струнный оркестр.
В послевоенное время страна оправлялась от страшной ноши: голод и бедность не обошли стороной и педучилище. Не хватало учебников, тетрадей, чернил. На уроках часто сидели в пальто – настолько было холодно. Кормили очень плохо: на целый день выдавали всего по 500 гр. хлеба.
Макарьевское педучилище многие годы являлось кузницей кадров учителей начальных классов. Выпускники училища трудились во всех уголках нашей страны: на Сахалине, Чукотке, Дальнем Востоке, Сибири, Казахстане, Прибалтике и др. районах нашей страны.
Педучилище давало хорошие знания и методику преподавания. Многие выпускники стали отличниками просвещения. Педагоги с большой буквы, истинные мастера своего дела на протяжении многих лет работали в школах города и района.
Кадры преподавателей Педучилища были настоящими интеллигентами, в хорошем смысле этого слова: воспитывали своим видом и поведением, отношением к работе,прививали культуру поведения и ответственность: Бржестовская Мария Андреевна, Жиленко Фаина Николаевна, Романова Нина Ивановна, Струнина Мария Степановна, Павлинская Руфина Сергеевна, Тимофеева Надежда Павловна, Поляшов Алексей Макарович и др.
За период с 1928 по 1957 директорами училища были – Смирнов М.Т., Котомкин К.М., Лопаткин А.И., Мокрецов А.В., Прохоров П.С., Гущин В.Я., Лебедев Д.М.. (На экран и не читать?)
С 1950 года в училище открывается отделение физического воспитания.
Существование такого факультета благотворно влияло на развитие всех видов спорта в районе.
Сильнейшие спортсмены выступали на городских, районных, областных и всесоюзных соревнованиях и добивались неплохих результатов.
В 1954 году педучилище делает первый выпуск учителей физического воспитания, среди которых замечательные специалисты:
Опарина Т.И., Щербаков Ю.И.,
Мотыльков Н.М., Швецов Е.М., Большакова М.С. и многие другие…
' В 1957 году училище закрывается, так как сокращается число начальных школ, меньше требуется и учителей.
За годы существования Макарьевское педагогическое училище дало стране 2599 учителей. Они работали учителями и руководителями в школах района, во многих уголках нашей родины. Среди них: ученые, руководители различных предприятий, поэты.