Фото-экскурсия "Прогулка по Костроме"
Кострома – старинный город на берегу Волги. У него длинная и красочная история. Город пережил немало событий, оставив после этого немало исторических памятников и достопримечательностей. Отдельного разговора заслуживают виды Костромы – ими можно насладиться на теплоходе, погуляв по набережной, и просто побродить по центру города.
Одним из главных украшений главного города нашей области является Церковь Воскресения на Дебре . Здесь мы и начнём нашу фото-экскурсию.
Церковь Воскресения на Дебре — памятник зодчества первой половины XVII века не только Костромы, но и всего русского искусства. В XVII веке среди городского населения Костромы все большее значение начало приобретать купечество. Костромские купцы, став благодаря обширной торговле богатейшими людьми в городе, старались ни в чем не отставать от родовых бояр и дворян. Они ставили на свои деньги новые церкви неподалеку от своих домов. Ярким примером такого строительства является Церковь Воскресения на Дебре Она была построена в 1645–1651 годах на деньги купца Кирилла Исакова, торговавшего краской с Англией. Краска эта была настолько дорогая, что за ее бочонок платили золотом. Однажды, повествует легенда, разбирая бочонки с краской, полученные из Англии, в одном из них, вместо краски, купец обнаружил золото. Вот на эти деньги будто бы он и построил каменную церковь. Церковь гармонирует с окружающим ландшафтом своей постановкой, живописно-цветовым решением и ритмом архитектурного построения. Выглядит она так, что кажется стоящей в густом лесу, непроходимой дебре. Впечатление гигантского цветка создают двенадцать глав, поднятых на разную высоту. Стены храма Воскресения кажутся ажурными от обилия декора, от росписи их «в кирпич». Декоративно обработаны обходная галерея и своеобразные крыльца, то напоминающие миниатюрный храм, то в виде беседки с четырьмя столбами и лестницами на ползучих арках. С высоким мастерством выполнены белокаменные резные вставки и изображением мифических птиц и зверей. Интерьер церкви расписан фресками на темы сотворения мира, апокалипсиса, страшного суда.
Кострома – старинный город на берегу Волги. У него длинная и красочная история. Город пережил немало событий, оставив после этого немало исторических памятников и достопримечательностей. Отдельного разговора заслуживают виды Костромы – ими можно насладиться на теплоходе, погуляв по набережной, и просто побродить по центру города.
Одним из главных украшений главного города нашей области является Церковь Воскресения на Дебре . Здесь мы и начнём нашу фото-экскурсию.
Церковь Воскресения на Дебре — памятник зодчества первой половины XVII века не только Костромы, но и всего русского искусства. В XVII веке среди городского населения Костромы все большее значение начало приобретать купечество. Костромские купцы, став благодаря обширной торговле богатейшими людьми в городе, старались ни в чем не отставать от родовых бояр и дворян. Они ставили на свои деньги новые церкви неподалеку от своих домов. Ярким примером такого строительства является Церковь Воскресения на Дебре Она была построена в 1645–1651 годах на деньги купца Кирилла Исакова, торговавшего краской с Англией. Краска эта была настолько дорогая, что за ее бочонок платили золотом. Однажды, повествует легенда, разбирая бочонки с краской, полученные из Англии, в одном из них, вместо краски, купец обнаружил золото. Вот на эти деньги будто бы он и построил каменную церковь. Церковь гармонирует с окружающим ландшафтом своей постановкой, живописно-цветовым решением и ритмом архитектурного построения. Выглядит она так, что кажется стоящей в густом лесу, непроходимой дебре. Впечатление гигантского цветка создают двенадцать глав, поднятых на разную высоту. Стены храма Воскресения кажутся ажурными от обилия декора, от росписи их «в кирпич». Декоративно обработаны обходная галерея и своеобразные крыльца, то напоминающие миниатюрный храм, то в виде беседки с четырьмя столбами и лестницами на ползучих арках. С высоким мастерством выполнены белокаменные резные вставки и изображением мифических птиц и зверей. Интерьер церкви расписан фресками на темы сотворения мира, апокалипсиса, страшного суда.
Продолжим нашу фото-экскурсию на набережной реки Волги. Здесь, напротив речного вокзала находится знаменитая беседка ОстровскогоБеседка Островского имеет семь колонн. Построена она была в 1956 году. Один из символов Костромы находится на насыпи, сохранившихся от деревоземляных укреплений древнего Костромского Кремля. Эту беседку костромичи называют именем русского драматурга Александра Николаевича Островского, так как он часто приезжал в наши края, любил отдыхать здесь, любуясь волжским пейзажем. Жизнь и творчество Островского связаны с костромским краем. Кострома – город, послуживший прототипом многих волжских городов в пьесах драматурга Островского. Беседка Островского знаменита еще и тем, что ее «сняли» в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Сегодня беседка – одна их главных достопримечательностей города. Костромичи любят бывать здесь и приводят в это место своих друзей и гостей. И не только потому, что это место связано с именем Островского, а еще и потому, что вид, открывающийся отсюда необычайно прекрасен.
От беседки по аллее мы поднимаемся туда где ещё сто лет назад находился уникальный Костромской Кремля. Тогда на высоком холме над Волгой холме возвышаелся ансамбль двух соборов - Успенского (XVII в.) и Богоявленского (1776 - 1771 г., зодчий С.А.Воротилов). Весь этот прекрасный ансамбль - и соборы, и колокольня, и соборная ограда - был уничтожен в 1934 г. Все, что осталось, - это два двухэтажных дома соборного причта, построенные в конце XVIII веке.
Сейчас с тех мест, где стояли разрушенные соборы, открывается великолепный вид на великую русскую реку и заволжскую часть современной Костромы.
Сейчас с тех мест, где стояли разрушенные соборы, открывается великолепный вид на великую русскую реку и заволжскую часть современной Костромы.
Наш путь лежит через парк имени В.И.Ленина. С того места, где стоял Успенский собор мы ещё раз любуемся замечательным видом Волги. В парке возвышается памятник Ленину. Очень интересна его судьба. Первый кирпич в основание памятника был заложен в 1913 г. императором Николаем II. Он задумывался как грандиозный памятник 300-летию династии Романовых (как известно, именно в Ипатьевском монастыре Костромы в 1613 г. был призван на царство Михаил Федорович - первый царь династии). Памятник, воздвигающийся по проекту скульптора А.И.Адамсона, должен был стать ещё одним украшением Костромского Кремля.
Памятник строился в виде грандиозного пьедестала, по уступам которого расположены фигуры царей Дома Романовых. Сквозная верхняя часть пьедестала заканчивалась шатровым покрытием с украшениями (ряды кокошников) в стиле XVII столетия. Все сооружение завершалось двуглавым орлом. Памятник имел два главных фаса и две главные группы фигур. В первой группе было изображение первого Царя династии Романовых Михаила Фёдоровича, рядом стояли его родители - патриарх Филарет и инокиня Марфа. Царь Михаил Фёдорович сидит на троне, по сторонам которого, внизу, поставлены фигуры вождей русского ополчения—князя Пожарского и гражданина К. Минина. У подножия Царского места был изображен, отдавший жизнь за царя костромской крестьянин Иван Сусанин, осеняемый аллегорической фигурой России. Этим подчёркивалась нерасторжимая связь царствующего Дома Романовых и Костромского края, уроженцем которого был спаситель первого царя династии Михаила Фёдоровича Романова Иван Осипович Сусанин.
На противоположной стороне изображен был сам Николай II, воccедающий на троне и показывающий царевичу Алексею карту Российской империи.
Всего на памятнике должны были изобразить 16 царей династии Романовых. Нижняя часть пьедестала планировалась украситься барельефами, изображающими: предсказание преподобным Геннадием Костромским о возвышении Дома Романовых, призвание Михаила Фёдоровича на Царство, освобождение крестьян от крепостной зависимости, Полтавское сражение, Бородинскую битву и осаду Севастополя. Однако начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению этого замысла. Был возведен только пьедестал. В 1928 г. на пустой пьедестал была поставлена громадная скульптура Ленина.
На противоположной стороне изображен был сам Николай II, воccедающий на троне и показывающий царевичу Алексею карту Российской империи.
Всего на памятнике должны были изобразить 16 царей династии Романовых. Нижняя часть пьедестала планировалась украситься барельефами, изображающими: предсказание преподобным Геннадием Костромским о возвышении Дома Романовых, призвание Михаила Фёдоровича на Царство, освобождение крестьян от крепостной зависимости, Полтавское сражение, Бородинскую битву и осаду Севастополя. Однако начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению этого замысла. Был возведен только пьедестал. В 1928 г. на пустой пьедестал была поставлена громадная скульптура Ленина.
Дальше мы идём в центр Костромы. Центральная часть города представляет собой целостный архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв. В центре симметрично расположены торговые ряды: Красные, называемые также Гостиным двором (1789-1800гг.), и Большие Мучные (1789— 1793гг.). В основе их планировки лежит устройство типичной купеческой лавки с магазином на первом этаже и складами на чердаке и в подвале. Здания окружены открытыми сводчатыми галереями, за каждой аркой была отдельная лавка со своим входом и витриной. К Красным воротам примыкают здание церкви Спаса в Рядах и колокольня, во дворе расположены Мелочные ряды (1831— 1832гг.), построенные для торговли мелкой галантереей. Напротив Гостиного двора находится изящное здание Овощных (Табачных) рядов (1819-1822гг.). Рядом с ними здание Масляных рядов (1809г.). На вершине волжского откоса возведены Пряничные ряды с двумя часовнями (конец XVIII - начало XIX в.), ниже по склону Рыбные ряды (1840-1850гг.).
От Торговых рядов наш путь проходит ещё через две достопримечательности Костромы: скульптурную и архитектурную. Это памятник основателю Костромы князю Юрию Долгорукому и здание присутственных мест, где сейчас располагается костромская мэрия. В 2003 году в Костроме, отметившей своё 850-летие, был установлен памятник Юрию Долгорукому. Скульптором этого памятника является Церковников В.М., архитектором - Морозов Г.Л., художником - Кадыбердеев С. И. Памятник высотой 4,5 метра, весом 4,2 тонны, отлит из бронзы. Скульптура представляет собой восседающего на престоле Великого князя, который простирает перед собой правую руку, указывая, что здесь заложен будет новый город. В левой руке он, как крест, держит меч. Здание Присутственных мест - яркий пример постройки в стиле классицизма. Оно возводилось в 1806-1808 годах по проекту архитектора А. Д, Захарова, но строитель сооружения Метлин несколько видоизменил проект, сделав парадный вход со стороны Красных рядов в виде широкой белокаменной лестницы. В 1832-1833 годах эта парадная лестница была встроена в вестибюль здания, фасад которого украсил шестиколонный портик, воздвигнутый по проекту нижегородского архитектора И. Е. Ермилова. Колонны ионического ордера, сгруппированные попарно, установлены на постаменты высотой в цокольный этаж. Над входом в центре расположены большое полукруглое окно и герб.
Центральную площадь Костромы называют Сковородкой. Названия у нее, конечно, менялись. Некоторое время назад она была площадь Революции, теперь - площадь Ивана Сусанина. Но называют ее все равно Сковородкой, независимо от официального имени. Видимо, образ сковороды соответствует, в представлении костромичей, особенностям планировки города. Площадь - это сковорода, а ведущая к ней центральная улица - ее ручка. Правда, если взглянуть пристальнее, получается сковорода со множеством ручек. Кострома застроена по принципу лучевой или веерной планировки, улицы веером расходятся от площади. Строгое следование этому градостроительному плану - одна из особенностей, отличающих Кострому от других русских городов. Но подобная четкость возникла лишь в XVIII веке. До тех пор Кострома, как это обычно бывает в России, была скопищем беспорядочно разбросанных, а вернее, скученных строений. Причем в основном деревянных. Поэтому город, естественно, на протяжении своей истории неоднократно сгорал практически полностью. После очередного катастрофического пожара 1773 г., когда сгорели почти все дома и церкви, стало ясно, что пора, наконец, что-то предпринять. Местные землемеры сняли план города с перечнем, "сколько чего там погорело, а при том и план погоревшим в том городе местам с назначением о построении кварталов". Но "построение кварталов" оказалось нереальным. Чтобы его осуществить, пришлось бы снести большую часть уцелевших при пожаре строений. Поэтому стали разрабатываться другие проекты. Легенда приписывает идею веерной застройки императрице Екатерине. Будто бы, посетив Кострому, Екатерина узнала о градостроительных проблемах жителей и решила их просто и изящно. Она уронила раскрытый веер на карту с изображением Волги и сказала: "Так и стройте". Правда, Екатерина посетила Кострому за шесть лет до пожара и, следовательно, до того, как было принято решение о перестройке города. На самом деле окончательный веерный план Костромы был утвержден вполне обычным порядком обычной комиссией в 1779 г. на основе сведений, собранных ярославским генерал-губернатором Мельгуновым. Пожары после перестройки города, конечно, не прекратились, но стали гораздо менее разрушительными. Остановимся подробнее на трёх архитектурных памятниках, украшающих центр Костромы. Пожарная каланча – памятник архитектуры первой трети XIX века, расположена на Сусанинской площади Костромы, является ее высотной доминантой. Инициатива постройки каланчи на центральной площади (именовавшейся тогда Екатеринославской) принадлежала губернатору К.И. Баумгартену, в предписании которого от 10 января 1824 года указывалось: «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев». Автором проекта здания стал губернский архитектор П.И. Фурсов. Им же осуществлялся контроль за строительными (1824-1825 гг.) и отделочными (1825-1827 гг.) работами. Здание было выстроено в виде двухэтажного четверика с прекрасным портиком, увенчанного восьмигранной дозорной башней с караульней. Удачное расположение памятника, цельность и компактность архитектурного объема, выразительность его силуэта, мера в использовании декора на фасаде делают костромскую каланчу одним из лучших памятников позднего классицизма в России. В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. Во второй половине XIX века здание каланчи было незначительно перестроено. В 1870-х годах к нему пристроили крылья, в которых разместилось депо, а в 1880 году изменили форму караульни. Уже в середине ХХ века здание отреставрировали, вернув его верхней части прежний вид. Почти все время своего существования памятник находился в распоряжении пожарных служб города. Однако уже в последние десятилетия ХХ века в нем разместилась ведомственная выставка посвященная истории противопожарных служб России и Костромы.
Здание гауптвахты - это фасад всего квартала. По своим пропорциям оно производит впечатление аттика, поставленного на землю. Центр сооружения акцентирован полуциркульной экседрой и шестиколонным портиком дорического ордера. Экседра оживлена пятью нишами. Лепные украшения на ее стенах посвящены теме воинской славы и состоят из военных доспехов, щитов с изображением Медузы Горгоны, львиных масок, раков и собак. Поскольку гауптвахта возводилась после окончания Отечественной войны 1812 года, два ангела поддерживают вензель Александра I. На фасаде расположены два окна, наличники которых представляют собой пилястры коринфского ордера, под окнами - декоративные балясины. Все сооружение торжественно и величаво, как это свойственно постройкам ампира. В общем масштабе площади здание гауптвахты невелико, поэтому архитектор решил дополнить его оградой и железными коваными фонарями на металлических тумбах. Гауптвахта сильно пострадала во время пожара 1847 года, а затем в течение всего XIX века здание подвергалось изменениям: к заднему фасаду, например, была сделана каменная пристройка, на торцовых фасадах пробито несколько новых окон. Во время реставрационных работ под руководством архитектора И. III- Шевелева в 1955-1956 годах был расчищен и воссоздан лепной декор по чертежу 1820 года, обнаруженному в архиве, восстановлена деревянная ограда с кирпичными колоннами.
Бывший особняк участника Отечественной войны 1812 года генерала С. С. Борщова построен в 1824 году, крупный масштаб и представительность обусловили его восприятие как общественного сооружения. Решение его главного фасада было продиктовано тем, что особняк оказался в глубине площади и воспринимался с большого расстояния, поэтому он акцентирован восьмиколонным портиком коринфского ордера. Боковой фасад по проспекту Мира решен иначе и имеет только четырехколонный портик. Вход с парадным вестибюлем сделан с улицы Шагова. Художественный облик этого здания является необходимым связующим звеном между парадной пожарной каланчой, нарядной гауптвахтой и официально-торжественными губернскими Присутственными местами. Дом Борщова воспринимается ярким образцом костромского классицизма.
От Сусанинской площади, между каланчой и гауптвахтой, начинается улица Симановского. Она названа в честь одного из местных пламенных революционеров, погибшего при подавлении Ярославского восстания. До революции называлась Богоявленской по имени стоящего на ней монастыря. В самом начале улицы стоит небольшой здание, мраморная табличка на котором сообщает, что на этом самом месте стоял дом, в котором родился основатель русского театра Ф.М.Волков. Дальше мы с восхищением наблюдаем прекрасный образец деревянного модерна. Шикарный "неорусский" особняк построил себе в 1891 г. архитектор А.Е. Смуров, большой поклонник русского деревянного зодчества. На углу Пятницкой улицы, стоят два доходных дома, известных под названием Третьяковских – по имени их строителя – предприимчивого и богатого капиталиста Третьякова, в них сейчас размещается Костромское музыкальное училище. Мы выходим к Богоявленско-Анастасиину монастырю. На углу улиц Симановского и Пятницкой находится часовня Смоленской иконы Божьей матери (конец XIX века) Впереди виднеются колокольня монастыря и купола Богоявленского собора (1559-65 гг.) В середине XIX в. к нему был пристроен большой краснокирпичный храм, а прежний собор - стал его алтарём.